Часть II

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ТРАНЗИТОМ ПО СИСТЕМЕ ТИР
Перевод с английского языка ООН, 1991 г.
Справочно: в данной работе употребляются выражения: система ТИР, Конвенция ТИР, Карнет ТИР, что в переводе на русский язык означает: система международной дорожной перевозки, Конвенция о международной дорожной перевозке (МДП), книжка международной дорожной перевозки (МДП). В повседневной практике принято употреблять выражения «система ТИР», «Конвенция ТИР», «карнет ТИР» без перевода на русский язык.
VI. ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ТИР
На таможне отправления груза, которая, как правило, является единственным местом, где происходит выполнение экспортных формальностей, представители таможенной службы проверяют груз на основе данных, внесенных перевозчиком в карнет ТИР. После осмотра груза они опечатывают таможенными печатями транспортное средство и делают об этом отметку в карнете ТИР, оставляют у себя отрывной лист, заверяют корешок отрывного листа и возвращают карнет ТИР перевозчику, который может начинать движение, т.е. может приступить к транспортировке груза. При пересечении границы, таможенные службы, расположенные на выезде из страны (выходная таможня), проверяют наличие и целостность печатей, наложенных таможней места отправления груза, оставляют у себя второй отрывной лист карнета ТИР и делают соответствующую запись в корешке этого листа. После этой процедуры транспортное средство может покинуть страну, а надлежащим образом заверенные корешки отрывных листов служат свидетельством тому, что все действия, связанные с исполнением требований Конвенции ТИР в данной стране, выполнены должным образом.
С этого момента таможенные процедуры по проверке груза до места его назначения осуществляются по следующей схеме:
Органы выходной таможни, т.е. таможни, расположенной на границе, направляют оторванный от карнета ТИР лист в таможенные органы места отправления груза, где происходит сравнение полученного отрывного листа с отрывным листом, первоначально оставленным таможней при выпуске товара с места отправления. И если в отрывном листе выходной таможни нет никаких оговорок и у таможенной службы места погрузки не имеется никаких возражений, то действия по карнету ТИР для данной страны считаются законченными, а карнет ТИР считается принятым без оговорки.
В случае, если отрывной лист содержит оговорки выходной таможни, или, в случае, если этот лист не поступил в таможню места отправления груза, то эта последняя таможня начинает расследовать такой случай в стране, ассоциация которой выступает гарантом по данному карнету ТИР, информируя ее о том, что карнет ТИР был заверен с оговорками или не был заверен вообще. Если данные объяснения не удовлетворяют таможенные органы, они обращаются к Конвенции ТИР и национальному законодательству. На основе положений этих правовых норм определяются налоги и пошлины, причитающиеся таможенным органам. Если оказывается невозможным получить указанные налоги и пошлины непосредственно с виновной стороны, таможенные органы информируют ассоциацию-гаранта о том, что она будет плательщиком требуемой суммы. В каждой стране, через которую следует груз, действует система, подобная той, которая принята в стране отправления товара.
Входная таможня страны, через которую перемещается транзитом груз, проверяет таможенные печати и изымает из карнета ТИР один отрывной лист. Такую же операцию проводит и выходная таможня. Оба листа сравниваются для осуществления окончательного контроля за движением груза в этой транзитной стране.
В случае обнаружения нарушений, дело подлежит рассмотрению в порядке, описанном выше. Что касается страны назначения, то в случае совпадения входной таможенной службы с таможенной службой места назначения груза, входная таможенная служба удостоверяет карнет ТИР, оставляет у себя оба отрывных листа и, таким образом, принимает на себя ответственность за товары, подлежащие передаче другой таможенной схеме (склад, импортная таможенная очистка и т.д.).
В случае, если груз должен быть доставлен на другую таможню в стране назначения, то входная таможня данной страны поступает вышеописанным образом, т.е. производит проверку таможенных печатей, изымает отрывной лист и т.д. и груз направляет на таможню места назначения груза.
Такова обычная процедура действия системы, однако право контроля каждой таможни, принимающей участие в этой процедуре, остается в неприкосновенности. И если у таможни возникает подозрение в обмане, мошенничестве, или она обнаружит нарушенными печати, или в случае опасения в том, что карнет ТИР подделан, она проверяет груз.
В целях обеспечения более эффективного контроля таможенные органы могут установить для транспортного средства заданный маршрут движения, на котором легко прослеживается наличие на этих транспортных средствах таблицы ТИР. Маршрут также предусматривает разумное времянахождения на нем транспортного средства. Перевозчик, который не может уложиться в это время или не придерживается заданного маршрута в силу различных причин (наводнения, заносы, поломки), должен быть в состоянии представить доказательства, вынудившие его нарушить предложенные ему правила движения.
В более серьезных случаях, таких как нарушение таможенных печатей, необходимость перегрузки груза на другое транспортное средство, частичное или полное уничтожение груза, перевозчик должен получить подтверждение такому случаю от местных властей в виде соответствующего удостоверения.
На основе этих документов таможенные органы могут начать расследование, требуемое для производства окончательной оценки штрафов, налогов, пошлин и т.д.
VII. ПРЕИМУЩЕСТВА СИСТЕМЫ ТИР
а) Для таможенных органов
Преимущества системы ТИР для таможенных органов заключаются в том, что она до минимума сокращает требования, предъявляемые к проведению мер таможенного контроля на границе и при прохождении груза транзитом через страну.
При этом объем людских ресурсов и технических средств, особо дорогостоящего компонента современной таможенной службы, необходимых для осуществления физической таможенной проверки, ограничивается до уровня, требуемого для проведения простого осмотра таможенных печатей и внешнего вида транспортных средств.
Эта система исключает применение национальных гарантирующих систем и национальных документов. Большим преимуществом этой системы является также то, что груз перевозится по одному транзитному документу, карнету ТИР, что сокращает риск получения таможенными органами неточной информации о грузе.
б) Для перевозчиков
Не меньшие преимущества система ТИР предоставляет коммерческим и транспортным организациям. Эти преимущества заключаются, прежде всего, в том, что грузы, перемещаемые через национальные границы, подвергаются только самому минимальному вмешательству таможенных органов. Устранение традиционных таможенных препятствий на пути перемещения товаров в международном сообщении поощряет развитие мировой внешней торговли. Сокращая до минимума задержки в транзите грузов, система предоставляет значительные возможности для экономии транспортных расходов. В результате пересмотра положений Конвенции ТИР созданы условия для широкого использования этой системы при перевозках товаров в контейнерах. Наконец, устраняя препятствия, создаваемые таможенным контролем международному автомобильному движению, система облегчает экспортерам задачу более свободного выбора формы перевозок грузов, наиболее полно отвечающей их интересам.
В целях оказания содействия развитию смешанных перевозок с применением режима ТИР, в 1987 году в действие был введен новый карнет ТИР. Этот карнет служит доказательством ответственности лиц за нарушение системы ТИР и способствует решению претензий между операторами смешанных перевозок.
VIII. АДМИНИСТРАЦИЯ СИСТЕМЫ ТИР
Конвенция ТИР 1975 г. – одна из самых современных, отвечающих уровню требований дня, таможенных конвенций. Прошедшее после принятия конвенции время доказало ее высокую практическую эффективность. Фактически сведены на нет судебные случаи вследствие неясных или неточных положений и различного толкования таможенных правил.
Нормальное функционирование Конвенции ТИР обусловлено рядом причин. Одной из этих причин является заинтересованность всех ее участников: будь то перевозчик, таможенный орган или экспедитор в бесперебойном обеспечении деятельности системы, поскольку она непосредственно экономит их время и деньги.
Вторая причина заключается в том, что авторы Конвенции ТИР 1975 г. в свое время уже обеспечили необходимые объяснения ее положений. Были разработаны пояснительные примечания, которые включены в Конвенцию в качестве ее неотъемлемой части. Примечания дают толкование отдельных положений конвенции и ее приложений, а также описание принятой практики, рекомендуемой к применению в повседневной деятельности. При этом пояснительные примечания не изменяют положений конвенции, они делают содержание положений конвенции, их значение и сферу применения более точными. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что в мире постоянно происходят какие-либо технические и технологические изменения. И то положение вещей, которое было в 1975 году, также претерпело определенные изменения. Следовательно, положения, которые принимались при создании Конвенции, в наши дни утратили силу. Эти изменения коснулись не только таможенных вопросов, но и конструктивных особенностей автотранспортных средств и контейнеров, а также форм и методов контрабанды. Причем, особо опасное значение приобрела контрабанда наркотиков, высокая стоимость которых и громадные доходы от их реализации, служат стимулирующим фактором в изобретении более изощренных форм и методов контрабанды.
Указанные выше факторы требуют от системы ТИР и самой Конвенции ТИР, как ее правовой основы, постоянно учитывать происходящие изменения и быть на уровне предъявляемых ими требований. Решением этих задач занимаются Административный комитет Конвенции ТИР и Экономическая комиссия ООН для Европы.
В Административный комитет входят все члены Конвенции ТИР. Заседания комитета проводятся один раз в год под эгидой Экономической комиссии ООН для Европы в Женеве. На этих заседаниях принимаются поправки к Конвенции, при этом ее участникам предоставляется возможность обмениваться мнениями о функционировании системы. На начало 1992 года со времени вступления в 1975 году в силу Конвенции принято и действует 12 поправок к ней.
Дела Административного комитета готовятся Рабочей группой по таможенным вопросам на транспорте Экономической комиссии ООН для Европы. Рабочая группа проводит обычно три заседания в год. Заседания проходят в Женеве. Рабочая группа принимает замечания к отдельным положениям Конвенции, однако эти замечания не имеют законной силы и не обязательны для участников Конвенции, как это имеет место с упомянутыми выше пояснительными примечаниями к Конвенции, которые имеют обязательную силу для ее участников. Вместе с тем эти замечания крайне важны для правильного толкования, согласования и применения самой Конвенции ТИР, поскольку они отражают согласованное мнение Рабочей группы Экономической комиссии ООН для Европы, в которой представлено большинство членов Конвенции и, следовательно, участников системы ТИР.
IX. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ТИР
а) Повсеместное применение системы ТИР
С целью создания возможностей и благоприятных условий для применения системы ТИР во всех странах, Организация Объединенных Наций взяла эту систему под свое покровительство и всячески поощряет ее применение.
В 1984 году Экономический и Социальный Совет ООН принял резолюцию (1984/79), разработанную Экспертной группой Экономической комиссии для Европы по таможенным вопросам на транспорте. Эта резолюция рекомендует всем странам изучить возможность их присоединения к Конвенции ТИР и внесении этой Конвенции в свои национальные законодательства.
Резолюция также рекомендует международным, межправительственным и неправительственным организациям, в т.ч. Региональным комиссиям ООН всячески способствовать внедрению в практику системы ТИР в качестве универсальной транзитной системы.
В ответ на эту резолюцию Экономического и Социального Совета, секретариат Европейской комиссии для Европы получил обнадеживающие ответы из ряда других регионов мира, которые в конечном счете ведут к принятию системы ТИР в качестве единой таможенной транзитной системы, применимой во всем мире.
В настоящее время ведется работа по внедрению системы ТИР или подобной ей системы в Латинской Америке: между Аргентиной, Бразилией, Чили и Уругваем. Ряд стран Западной и Центральной Африки также рассматривают вопросы приспособления системы ТИР к своим специфическим нуждам и возможностям. Карнет ТИР, многоцелевой карнет ТИР может уже сейчас использоваться при перевозке контейнеров между Северной Америкой и Европой, а в дальнейшем между Японией и Европой.
Наряду с техническими требованиями, предъявляемыми к изготовлению автотранспорта и контейнеров и их эксплуатации, главная проблема применения системы ТИР за пределами Европы и Северной Америки заключается в создании хорошо функционируемой системы, гарантирующей получение национальных налогов и пошлин в этих странах. Поскольку существующие, скажем, в странах Европы и Африки различные уровни развития затрудняют определение размеров страховых и других рисков, связанных с перевозкой грузов по системе ТИР. Это препятствие можно было бы обойти разработкой и внедрением схемы отдельных региональных гарантирующих систем, действие которой проходило бы по единому международному гарантирующему режиму. Такой режим обеспечил бы действие системы ТИР как в региональных, так и в межрегиональных и межконтинентальных перевозках грузов.
Эта глобальная и одновременно районированная система уже разработана, однако она еще не применялась на практике. Вполне возможно, что еще в течение ряда лет эта система будет пребывать в теоретическом состоянии. Вместе с тем необходимо принимать во внимание тот факт, что преимущества системы ТИР и, в частности, сокращение «бумажной» работы и снижение транспортных расходов вынудит все страны принять предлагаемую систему ТИР.
б) Система ТИР в 1992 году
Расположенное в центре Европы Европейское Экономическое Сообщество и входящие в него страны намерены к концу 1992 года установить единый без внутренних границ рынок. Таким образом, создается огромное единое рыночное пространство с более чем 320 миллионами потребителей.
Такое развитие событий повышает роль и значимость системы ТИР не только для стран-членов ЕЭС, но и для всего «общеевропейского дома» и для всех стран, окружающих это сообщество. В частности, 50% внешней торговли Турции осуществляется со странами-членами ЕЭС. Для Австрии и Швейцарии эта цифра составляет 70%.
Отмеченные выше интеграционные процессы в Европе окажут положительное влияние на многие страны. А каково же будет влияние этого процесса на саму систему ТИР?
Внутри самого Европейского экономического сообщества система ТИР не применяется. Она заменена режимом транзитных процедур Сообщества. Этот режим действует в странах ЕЗС, а с 1 января 1988 г. и в странах Европейской ассоциации свободной торговли.
Режим транзитных процедур Сообщества обладал рядом преимуществ в сравнении с системой ТИР. Однако 1 июля 1987 г. эти преимущества сведены на нет, после того как режим процедур был распространен на систему ТИР при осуществлении перевозок грузов через внутренние сухопутные границы. Режим транзитных процедур Сообщества заключается в отмене таможенных формальностей на пограничных выходах и передача их осуществления на входные пограничные переходы, т.е. таможенные формальности, выполняемые входными и выходными таможнями, осуществляются в одном месте. Таким образом, была аннулирована одна задержка на границе.
После возможной отмены границ между странами-членами ЕЭС, таможенные процедуры будут осуществляться только на внешних границах этого Сообщества. Следовательно, исчезнут относительные преимущества режима транзитных процедур по отношению к системе ТИР, и операторы перевозок и перевозчики стран, не входящих в ЕЭС, будут поставлены в одинаковые условия с перевозчиками из стран Сообщества, по меньшей мере, по отношению к таможенным транзитным льготам.
За пределами стран Сообщества и Зоны свободной торговли Система ТИР будет преобладать, и с учетом применения ее новых форм, в частности, многоцелевого карнета ТИР в развитии смешанных перевозок, она будет развиваться как внутри Европы, так и в сообщении Восток-Запад, и в межконтинентальных перевозках, особенно при использовании обменных полуприцепов, прицепов и контейнеров.
в) Система ТИР и электронный обмен данными
В настоящее время происходит процесс замены бумажных документов электронными данными. Есть основания полагать, что этот процесс будет развиваться.
Это развитие приобретает новое значение и важность как для таможенных органов так и для транспортных операторов. К слову сказать, США уже используют в своей деятельности систему электронного обмена информацией для связей с внешним миром. Эта система разработана внутри ЕЭС, в рамках Экономической комиссии ООН для Европы и является универсальным средством для электронного обмена информацией в сфере управления, торговли и транспорта.
Эти стандарты являются универсальным средством электронного обмена данными в сфере управления, торговли и транспорта, разработанного в рамках Экономической комиссии для Европы. В наши дни для перемещения одной отправки груза привлекаются усилия около 50 участников в различных странах, которые составляют, передают, получают, проверяют, готовят, редактируют, регистрируют более чем 50 документов, состоящих из более чем 360 копий по каждой отправке. Поэтому с целью ускорения передачи данных и сокращения расходов в международной торговле все чаще и активнее применяется процесс электронного и телеметрического обмена информацией.
Применение в мировой торговле и международных перевозках системы электронного и телеметрического обмена информацией будет оказывать постоянного влияние на таможенные службы и применяемые ими документы. Причина этого кроется в тех трудностях, с которыми постоянно сталкиваются таможенные органы: с одной стороны, они обязаны по закону, умело и результативно обеспечивать поступление и учет налогов и сборов, и предотвращать мошенничество, обман, контрабанду, с другой стороны, таможенные органы постоянно подвергаются все усиливающейся критике со стороны своих партнеров (экспортеров, импортеров, перевозчиков, экспедиторов) за задержки в перемещениях грузов через границы.
Принимая во внимание ограниченность личного состава таможенных служб и постоянно растушую изощренность мошенничества и контрабанды, думается, что единственным выходом для таможни из такого положения будет повышение качества работы за счет расширения использования электронных средств в обработке таможенных данных и таможенном контроле.
Системы, основанные на использовании бумажных документов, такие как, например, действующий в настоящее время карнет ТИР, представляют из себя крайне неэффективное средство получения и идентификации данных. Учитывая это, Экономическая комиссия ООН для Европы еще в 1985 году разработала идею по внедрению в практику специальных карточек или электронных карнетов для таможенного обеспечения перевозок грузов автомобильным транспортом, которые могли бы заменить действующие в настоящее время бумажные карнеты ТИР. В силу различных причин этот частный проект применения электронной обработки данных при проведении таможенной очистки грузов не получил пока широкого применения. Вместе с тем следует отметить, что уже сейчас наступило время серьезно заняться подготовкой к внедрению в будущем в электронную обработку данных действующей в настоящее время системы ТИР. Проведение такой работы диктуется также требованиями к участникам внешнеэкономических связей быть готовым к использованию электронного способа обработки данных в любое время, как только в этом возникнет необходимость.
Х . ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Созданная более 40 лет тому назад система ТИР и принятая в 1975 году Конвенция ТИР доказали свою высокую эффективность в качестве средства, обеспечивающего международный транзитный режим перевозок грузов. И система, и Конвенция сыграли важную роль в деле содействия международной торговле и международным перевозкам грузов первоначально внутри Европы, а в последнее время, в связи с применением многоцелевого карнета ТИР, также между Европой и прилегающими к ней регионами.
Организация Объединенных Наций, как всемирная организация, является депозитарием Конвенции ТИР и обеспечивает деятельность ее структуры и администрации, а в случае необходимости приспосабливает их к меняющимся требованиям.
Опыт применения системы показывает, что Конвенция ТИР, как часть мер, принимаемых Экономической комиссией ООН для Европы по содействию международным перевозкам, в одинаковой мере служит интересам ее участников: и таможенным органам, и транспортным операторам. Имеется достаточно причин для того, чтобы эта система продолжала действовать также успешно и в будущем.