Часть I

ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ТРАНЗИТОМ ПО СИСТЕМЕ ТИР
Перевод с английского языка ООН, 1991 г.
Справочно: в данной работе употребляются выражения: система ТИР, Конвенция ТИР, Карнет ТИР, что в переводе на русский язык означает: система международной дорожной перевозки, Конвенция о международной дорожной перевозке (МДП), книжка международной дорожной перевозки (МДП). В повседневной практике принято употреблять выражения «система ТИР», «Конвенция ТИР», «карнет ТИР» без перевода на русский язык.
I. ВВЕДЕНИЕ
В ноябре I975 года на состоявшейся по инициативе Экономической комиссии ООН для Европы конференции была разработана Конвенция о международной перевозке грузов автомобильным транспортом, известная во всем мире под названием «Конвенция ТИР». Прошедшие со времени вступления в силу этого документа 15 лет доказали, что Конвенция ТИР 1975 года была и остается одной из наиболее удачных транспортных конвенций Организации Объединенных Наций.
Идеи, заложенные в этой конвенции, и предусмотренный ею таможенный транзитный режим явились основой для функционирования многих региональных таможенных транзитных систем, что прямо или косвенно способствовало развитию международных перевозок грузов, в частности международных автомобильных перевозок, не только в Европе, но и на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Каждый, кто путешествует по дорогам Европы, не может не обратить внимание на таблички с надписью ТИР, прикрепленные к тысячам автотягачей и полуприцепов, двигающимся по этим дорогам. Несмотря на то, что эти синие таблички с белыми буквами могут иногда представлять для некоторых автомобилистов определенные препятствия, снижающие скорость их путешествия, для водителей грузовых транспортных средств и для операторов перевозок грузов эти таблички означают пропуск или средство для быстрой и эффективной международной перевозки грузов.
Конвенция ТИР 1975 г. в 1991 году отмечает свою 15-ю годовщину. Этот юбилей предоставляет нам благоприятную возможность еще раз напомнить о преимуществах, которые дает система ТИР своим участникам, и поразмышлять о будущем международных перевозок грузов транзитом по системе ТИР.
II. ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ КОНВЕНЦИИ TИP
Работа над созданием таможенной системы международных перевозок грузов транзитом через одну или более стран началась вскоре после окончания Второй мировой войны по инициативе и под руководством Экономической комиссии ООН для Европы.
Первое соглашение ТИР было разработано в 1949 году и применялось между ограниченным числом европейских стран. Успехи, полученные при применении этого соглашения, послужили серьезным основанием для проведения переговоров с целью разработки приемлемой для всех стран конвенции по этому вопросу. В 1959 году такая конвенция была принята Комитетом по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы, и она вступила в силу в 1960 году под названием «Конвенция ТИР».
В 1975 году эта конвенция была пересмотрена и принята новая Конвенция ТИР 1975 года, в которой были учтены предыдущий практический опыт, технические достижения, таможенные изменения и транспортные требования. Опыт, приобретенный в первые 15 лет действия этой системы, был успешно использован для ее упрощения, повышения ее эффективности и таможенной надежности. Второй причиной, послужившей для пересмотра первой конвенции ТИР, явилось применение в начале 60-х годов новых способов и методов перевозок грузов в международных сообщениях: морских и железнодорожных контейнерных перевозок. С внедрением в практику обменных полуприцепов появилась возможность повышения эффективности автомобильно-железнодорожных перевозок. Новая смешанная технология перевозок грузов потребовала признания контейнера в качестве безопасного в таможенном отношении транспортного средства. Таким образом, новые методы перевозок послужили причиной для распространения режима ТИР не только на автомобильные, но и на железнодорожные, водные и морские перевозки. Конечно, при условии, что одно из звеньев этой транспортной цепи представляет автомобильный транспорт.
Новая конвенция ТИР была разработана в 1975 году и вошла в силу в 1978 году. Она включает в себя режим смешанных транзитных перевозок и отвечает требованиям современных методов и способов перевозок. Эта конвенция заменила собой старую Конвенцию 1959 г. и фактически положила конец ее действию между участниками. Однако Конвенция ТИР 1959 г., в силу ряда причин, продолжает применяться в отдельных странах. Например, Япония до сих пор является участником Конвенции 1959 г. и еще не присоединилась к Конвенции 1975 г.
III. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТИР
Прошедшие после принятия Конвенции TИP 1975 г. 15 лет доказали ее высокую эффективность. Это один из наиболее удачных документов, разработанных Экономической комиссией ООН для Европы.
На сегодня к Конвенции ТИР 1975 г. присоединились 44 участника, включая ЕЭС. Конвенция полностью покрывает европейский регион, она распространяется на Северную Африку, Ближний и Средний Восток. Ее участниками являются Канада, США, Уругвай, Чили.
Об успехах системы ТИР можно судить по количеству выдаваемых карнетов ТИР. Так, если в 1952 году было выдано всего 3000 карнетов ТИР, то в 1989 году количество выданных карнетов ТИР составило 590 тыс. экземпляров, т.е. ежедневно выдавалось по 2000 этих карнетов. Это, конечно, меньше, чем в 1985 году, когда было выдано около 860 тыс. карнетов ТИР. Однако это падение практически полностью приходится на Испанию и Португалию, которые, после их приема в ЕЭС не стали требовать предъявления карнетов ТИР при въезде транспортных средств с грузами на территории своих стран, а использовали для таможенного обеспечения действовавшую в этих странах собственную систему таможенной защиты.
Более 40% выданных в 1989 году карнетов ТИР приходилось на три страны: Турция – 104000, Греция – 85000, Венгрия – 71000.
IV. ЦЕЛЬ СИСТЕМЫ ТИР
Таможенные транзитные системы любой страны создаются в целях максимально возможного содействия свободному перемещению товаров в международной торговле под таможенными печатями с одновременным соблюдением таможенных требований, обеспечивающих надежность и сохранность грузов при перевозке их по территориям транзитных стран и предоставлением этим странам гарантий в получении возможных пошлин и налогов в случае нарушения таможенных правил, действующих в этих странах.
Действующая в настоящее время всеобщая транзитная система ТИР обеспечивает успешное выполнение перечисленных выше целей национальных таможенных транзитных систем. Конечно, при этом понимается, что применяемые этой системой формальности не являются ни слишком обременительными для таможенных органов, ни слишком сложными для экспедиторов, операторов перевозки или их агентов. Поэтому при применении этой системы придается большое значение сохранению баланса требований таможенных служб, с одной стороны, и экспедиторов и перевозчиков, с другой.
Обычно, в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы при перемещении товаров через границу одного или нескольких государств применяют в каждом случае национальные таможенные процедуры и правила таможенного контроля. Эти процедуры и правила в каждой стране имеют свои особенности и различаются в зависимости от страны, однако, традиционно они предусматривают осмотр груза на каждой национальной границе и обложение товара различными депозитами и налогами, гарантирующими, в случае необходимости, покрытие пошлин и сборов во время транзита груза через территорию данной страны. Указанные меры, применяемые к товарам в каждой стране транзита, ведут к задержкам, простоям, вмешательству в процесс перевозки и, в конечном счете, к значительным дополнительным расходам.
В попытке сократить вышеуказанные трудности, испытываемые перевозчиками, и в то же время предложить таможенным органам международную систему контроля, способную заменить национальные таможенные процедуры и правила, с эффективным обеспечением защиты доходов каждого государства, через территории которых перевозятся товары, и была разработана и внедрена система ТИР.
V. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ТИР
Прошедший после принятия Конвенции ТИР 1975 г. период убедительно доказал привлекательность этой системы как для перевозчиков, так и для таможенных органов, прежде всего, в силу ее эффективности и простоты, а именно:
для того, чтобы обеспечить перемещение товаров в международных сообщениях с возможно минимальным доступом к ним во время их нахождения в пути и с максимально возможным таможенным обеспечением во всех странах, через которые эти товары следует к месту назначения, система ТИР отвечает четырем требованиям, образующим основу этой системы.
Эти требования состоят в следующем:
– грузы должны перевозиться в транспортных средствах (автомобилях, прицепах, полуприцепах, контейнерах и т.д.), исключающих доступ к этим грузам;
– все налоги, пошлины, сборы, связанные с риском перевозки через территории всех стран следования товара, должны быть обеспечены гарантией, имеющей международную силу;
– товары должны сопровождаться специальной формы книжкой (карнетом), принятой в международной практике и признанной в качестве контрольного документа в стране отправления товара, в странах транзита груза и в стране назначения товара;
– меры, принимаемые органами таможенного контроля в стране отправления товара, должны быть взаимно признаны в странах транзита и назначения товара. Ниже дается краткое описание перечисленных четырех требований, предъявляемых системой ТИР.
I. Пригодность автомобилей и контейнеров к международной перевозке.
В отношении этого требования Конвенция ТИР предусматривает допуск к международным перевозкам только тех транспортных средств, грузовые отсеки которых изготовлены таким образом, что не имеют доступа внутрь, если они обеспечены таможенной печатью, и любая попытка проникновения внутрь такого отсека становится ясно видимой.
С этой целью конвенцией установлены стандарты конструкций транспортных средств и утверждены специальные процедуры. Товары допускаются к перевозке под прикрытием книжки ТИР только в тех автомобилях или контейнерах, которые отвечают вышеуказанным требованиям.
Для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов, для которых не могут применяться нормальные транспортные средства, предусмотрены специальные требования.
Если контейнер или другое транспортное средство отвечает требованиям Конвенции ТИР, то на их использование в международном сообщении выдаются соответствующие национальные разрешения, так называемые сертификаты для автомобилей и специальные пластины – для контейнеров.
Новые конструкции транспортных средств, предлагаемые производителями, ежегодно рассматриваются постоянной рабочей группой Экономической комиссии ООН для Европы. Рабочая группа дает свое заключение о пригодности предлагаемых транспортны конструкций к международным перевозкам грузов, приглашая в необходимых случаях заинтересованные стороны и внося в Конвенцию ТИР необходимые дополнения.
2. Международная система гарантий.
Вторым базовым элементом транзитного режима по Конвенции ТИР является международная гарантийная система.
Эта система предусмотрена с тем, чтобы, в случае невозможности привлечения к ответственности оператора перевозки, действующего под прикрытием Конвенции ТИР, национальная ассоциация или объединение, выступающие в качестве гаранта по Конвенции ТИР, обеспечили бы получение таможенными органами пошлин и налогов, могущих возникнуть во время перевозки грузов транзитом по территории данной страны.
Действие системы гарантий ТИР является прямым. Каждая ассоциация, представляющая перевозчиков в данной стране и признанная в качестве гаранта таможенной администрацией этой страны, гарантирует платежи на ее территории любых налогов и пошлин, которые могут возникнуть из-за любых нарушений во время перевозки груза под прикрытием Конвенции ТИР.
Эта национальная ассоциация гарантирует платежи пошлин и налогов национальными и иностранными перевозчиками, действующими под прикрытием карнета ТИР, выданного национальной ассоциацией данной страны самостоятельно или по ее поручению ассоциацией любой другой страны.
Поэтому каждая страна имеет выгоду от предоставления гарантии на своей территории всем перевозчикам, действующим под прикрытием Конвенции ТИР. Собственно говоря, национальная ассоциация является деловым партнером таможенных органов страны, к которому эти таможенные органы могут обратиться в случае каких-либо нарушений таможенных правил провоза груза через территорию страны. Таким образом, данная система может считаться преемницей национальных систем транзитного перемещения товаров, имеющей международный характер, поскольку перемещение товаров по этой системе обеспечено гарантиями, имеющими международное значение. При этом все национальные ассоциации, участвующие в этой системе, образуют, как бы, гарантийную цепь, связывающую всех участников системы ТИР.
На сегодняшний день это единственная хорошо функционирующая гарантийная система, которая субсидируется и управляется Международным союзом автомобильного транспорта.
В случае любого нарушения, произошедшего во время перевозки груза, таможенные органы, прежде чем обращаться в гарантирующую ассоциацию, должны принять меры к получению платежей с лиц, непосредственно ответственных за это нарушение.
Однако, если все же возникнет необходимость применения гарантийной системы ТИР, например, в случаях, когда непосредственно виновная сторона обанкротилась, то гарантирующей организацией, к которой могут обращаться таможенные органы с целью разрешения этого дела в пределах страны, на территории которой произошло нарушение, должна быть национальная ассоциация международных автоперевозчиков. В свою очередь, национальная гарантирующая ассоциация обращается за возмещением через Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) и Международный страховой пул.
Поскольку гарантия не может быть неограниченной, финансовые пределы ответственности устанавливаются для каждой страны отдельно. Однако максимальный уровень ответственности, обеспечиваемой МСАТ, установлен в размере 50 тыс. долл. США за каждый карнет ТИР.
Конвенция ТИР также предусматривает временные ограничения для обращения таможенных органов к гарантии. Поэтому, оговорено, если таможенные органы использовали книжку ТИР без согласования с гарантирующей ассоциацией, то никаких претензий не может быть предъявлено по поводу обеспечения гарантийных платежей, если только не будет доказано, что платежный сертификат был получен обманным или ложным путем. В случаях, если карнет ТИР не был погашен или был погашен по согласованию, гарантирующая ассоциация должна быть уведомлена об этом в течение года, считая с даты принятия карнета ТИР к оформлению в соответствующей стране.
Требование об уплате причитающихся налогов, пошлин и сборов может быть предъявлено не ранее, чем через три месяца с даты вышеуказанного уведомления. Этот срок необходим для проведения соответствующего детального изучения вопроса и представления таможенным органам необходимых объяснений, делающих во многих случаях платежи ненужными.
3. Карнет ТИР.
Третьим и наиболее наглядным элементом системы ТИР, наряду с табличкой ТИР, устанавливаемой на самом транспортной средстве, является карнет ТИР, представляющий административную основу системы ТИР.
В настоящее время карнеты ТИР выдаются Международным союзом автомобильного транспорта (МCAT) национальным ассоциациям автомобильных перевозчиков (гарантирующим ассоциациям). Основанием для выдачи этих карнетов служат конкретные соглашения, заключенные между МСАТ и национальными ассоциациями. Каждая национальная ассоциация распространяет полученные карнеты среди перевозчиков своей страны в соответствии с обязательствами и на условиях документов, подписанных между национальной ассоциацией и конкретным перевозчиком.
Титульный лист карнета ТИР, отрывные листы и корешки являются неотъемлемой функциональной частью карнета ТИР с точки зрения осуществления контроля со стороны таможенных органов и действия гарантирующей системы.
Для каждой страны, где применяется система ТИР, требуется два отрывных листа и два корешка карнета ТИР. Действующие в настоящее время карнеты ТИР состоят из 14 или 20 отрывных листов и корешков, поэтому один карнет ТИР может быть использован в 7 или 10 странах, как максимум.
Само предъявление карнета ТИР с наименованием МСАТ, национальной ассоциации, их подписями и печатями, и надлежащим образом заполненного перевозчиком, является доказательством наличия гарантии.
Карнет ТИР остается в силе до конца исполнения всей операции, осуществляемой под его действием, до предъявления таможенным органам страны назначения товара, разумеется, при условии, что он представлен в таможенные органы страны отправления в течение времени, установленного выдавшей его ассоциацией.
В дополнение к обычным карнетам ТИР, с 1 сентября 1987 г. в действие введены многоцелевые карнеты ТИР. Новый карнет ТИР применяется в региональных и межконтинентальных смешанных перевозках.
Новый многоцелевой карнет ТИР выдается также МCAT и имеет четко отличаемый от обычных отрывных листов дополнительный лист, предназначенный для осуществления смешанных перевозок, с указанием в нем физических и юридических лиц, включенных в общую транспортную схему перевозки.
Владелец многоцелевого карнета ТИР при передаче груза, перевозимого под его прикрытием, вносит наименование и адрес последующего держателя или предъявителя многоцелевого карнета ТИР в дополнительный лист, что в свою очередь, удостоверяется соответствующей печатью или другими опознавательными знаками, которые прилагаются таможенными органами, и подтверждает количество транспортных документов, прикладываемых к карнету ТИР, если таковые имеются.
Такая процедура повторяется всякий раз, когда товар, перевозимый по многоцелевому карнету ТИР, передается последующему перевозчику. При этом заполненный дополнительный лист карнета ТИР сохраняется у стороны, передающей груз, а пропечатанная копия дополнительного листа остается в карнете ТИР.
Этот дополнительный лист карнета ТИР, предназначенный для смешанной перевозки, не является таможенным документом, а представляет собой доказательство ответственности сторон перевозки в случае нарушения системы ТИР и способствует разрешению претензий между транспортными операторами смешанной перевозки.
С 1 сентября 1989 г. этот тип карнета ТИР обеспечивается также международной гарантией.
4. Международное признание мер по таможенному контролю.
Четвертым и последним элементом системы ТИР является принцип мер таможенного контроля. Этот принцип заключается в том, что меры таможенного контроля, осуществленные в стране отправления товара, должны быть признанны и приняты в странах транзита и назначения этого товара.
Вследствие соблюдения этого принципа товары, перевозимые под таможенными печатями по системе ТИР в грузовых автомобилях или контейнерах, как правило, не подвергаются таможенному досмотру в пути следования. В этом заключается основное преимущество системы ТИР. Это преимущество дает прямую выгоду транспортному оператору и перевозчику.
Конечно, эта система не лишает таможенные органы права производить на местах таможенные проверки в случае наличия у них подозрения на нарушение правил перевозки грузов. Однако при этом понимается, и это даже оговорено в Конвенции ТИР, что такие проверки будут проводиться в виде исключения. Важным для этой процедуры является то, что проверка, произведенная таможенными органами страны отправления, признается таможенными органами стран на всем пути следования груза. В силу этого признания, таможенным органам страны отправления придается решающая роль, ибо от доверия к ним зависит эффективное функционирование всей системы ТИР.
Поэтому крайне важно, чтобы таможенный досмотр в таможенных органах отправления товара был полным, точным и строгим, поскольку вся система ТИР зависит именно от этого первого таможенного досмотра. При этом должно быть обращено особое внимание на недопущение следующих моментов:
- ложное заявление товаров, что может позволить подменить в пути одни товары другими, например: заявлены обои, а загружены сигареты. Следовательно, перевозчик может в пути следования выгрузить сигареты и загрузить обои;
- перевозку товаров, не включенных в манифест карнета ТИР, например сигареты, алкогольные напитки, наркотики, оружие и т.д.
Таможенные службы места отправления товара должны перед наложением таможенных печатей проверить состояние транспортного средства (кузова автомобиля, прицепа, полуприцепа, контейнера), обратив особое внимание на наличие возможных заплат и швов, поскольку такие транспортные средства не включены в сертификат допуска их к эксплуатации.