Правила автоперевозок опасных грузов. Часть IV

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом
Утверждены Приказом Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995г. № 73 (ред. 01.03.2013г.)

5.2. Требования к персоналу, обслуживающему перевозки опасных грузов
5.2.1. Действия обслуживающего персонала должны соответствовать общим требованиям ведомственных должностных инструкций и настоящих Правил.
5.2.2. Персонал, сопровождающий транспортное средство, перевозящее опасный груз (экспедитор, охрана, дозиметрист и др.), обязан иметь свидетельство, удостоверяющее их право на сопровождение опасных грузов по данному маршруту. Свидетельство действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность сопровождающего.
5.2.3. Обслуживающий персонал, занятый на работах, связанных с хранением опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж и обучение действиям по ликвидации последствий инцидентов.
5.2.4. К проведению погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами допускаются операторы со стажем работы не менее 3 лет на применяемом подъемно — транспортном оборудовании.
5.2.5. Оператор обязан соблюдать общие правила техники безопасности при выполнении погрузочно — разгрузочных работ, а также настоящие Правила.
5.2.6. Оператор, допущенный к работам с опасными грузами, обязан пройти специальную подготовку в объеме, приведенном в пункте 5.1.3 настоящих Правил, или специальный инструктаж по правилам погрузки и разгрузки данного вида опасного груза.
5.2.7. Операторы, постоянно занятые на работах с опасными грузами, должны проходить медицинский осмотр не реже одного раза в год.
5.2.8. Операторы, временно занятые на выполнении погрузочно — разгрузочных операций с опасными грузами, должны пройти медицинский осмотр при назначении на данный вид работ.
5.2.9. В случае возникновения инцидента при погрузке или разгрузке опасного груза оператор обязан:
- не допускать посторонних лиц к месту инцидента;
- вызывать аварийную бригаду (раздел 2.13);
- оказать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- в соответствии с требованиями, перечисленными в аварийной карточке, принять меры по ликвидации последствий инцидента;
- оказывать помощь в работе аварийной бригады.
5.2.10. В течение работы оператор обязан постоянно осуществлять контроль за техническим состоянием погрузочно — разгрузочной машины.
5.2.11. При проведении погрузочно — разгрузочных работ с опасными грузами оператору запрещается курить.
5.2.12. Обслуживающий персонал, занятый на ручной погрузке — разгрузке опасных грузов, должен пройти специальный инструктаж по правилам обращения с этими видами грузов и в ходе работы руководствоваться следующим:
- строго выполнять требования, указанные маркировкой и предупредительными надписями, нанесенными на упаковку соответствующего груза;
- запрещается осуществлять бросание опасного груза с плеч и его волочение;
- в местах проведения погрузочно — разгрузочных работ запрещается курить;
- после окончания погрузочно — разгрузочных работ произвести обеззараживание рабочей одежды в соответствии с установленными требованиями.
5.2.13. Обслуживающий персонал аварийной бригады обязан:
- пройти предварительную подготовку по специальной программе (пункт 5.1.3);
- после завершения выполнения каждой из работ по ликвидации последствий инцидентов проходить, помимо плановых, дополнительные медицинские освидетельствования;
- содержать в полной технической исправности имеющиеся средства индивидуальной защиты, средства и имущество, предназначенные для ликвидации последствий инцидентов.

6. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ОТДЕЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

6.1. Взрывчатые вещества

6.1.1. Исключен.
6.1.2. Технология и последовательность погрузки взрывчатых веществ на транспортные средства должны осуществляться таким образом, чтобы у грузополучателя их можно было разгружать без дополнительного перемещения в кузове транспортного средства.
6.1.3. Затаренные в бочки взрывчатые вещества должны перевозиться в лежачем положении бочек с ориентацией их вдоль продольной оси транспортного средства.
6.1.4. Перевозка взрывчатых веществ осуществляется при обязательном сопровождении транспортного средства ответственным лицом (экспедитором), выделяемым грузоотправителем — грузополучателем, имеющим право на охрану или производство работ с указанными взрывчатыми веществами.
6.1.5. Лицо, ответственное за перевозку взрывчатых веществ (сопровождающий экспедитор), должно находиться в кабине автомобиля, перевозящего взрывчатые вещества, а при движении колонной — в первом автомобиле.
6.1.6. При перевозке аммиачно — селитренных взрывчатых веществ (тротила и его сплавов с другими нитросоединениями, за исключением взрывчатых веществ, содержащих жидкие нитроэфиры, генсоген и ТЭН) в централизованных контейнерах должны соблюдаться требования ГОСТ 19747 — 74 «Транспортирование взрывчатых материалов в контейнерах. Общие требования».
6.1.7. Запрещается перевозка взрывчатых веществ на автоприцепах, автобусах общего назначения и автомобилях с пассажирами.
6.1.8. Перевозка взрывчатых веществ, содержащих жидкие нитроэфиры, при температуре окружающей среды ниже температуры их замерзания при продолжительности перевозки более 1 часа должна производиться на транспортных средствах, имеющих утепленные кузова.
6.1.9. При перевозке ящиков с порохом или снарядами они должны размещаться на расстоянии 0,5 м друг от друга и прочно закрепляться.
6.1.10. Запрещается проезд транспортного средства с взрывчатыми веществами на расстоянии ближе 300 м от очагов пожаров и ближе 80 м от «факелов» нефтегазовых промыслов.
6.1.11. Застигнутое грозой в пути транспортное средство с опасными грузами должно быть остановлено на расстоянии не менее 200 м от жилых строений или леса и не менее 50 метров от других стоящих транспортных средств.
В этих случаях обслуживающий персонал, кроме охраны, должен быть удален от транспортного средства на расстояние не менее 200 м.
6.1.12. Перевозка транспортных средств с взрывчатыми веществами на паромах через водные преграды должна осуществляться при отсутствии на пароме других транспортных средств и людей.

6.2. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением

6.2.1. Перевозка сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов производится согласно требованиям настоящих Правил, «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», утвержденных Госгортехнадзором СССР 27.11.87, «Временных правил перевозки сжиженного природного газа автомобильным транспортом», «Правил безопасности в газовом хозяйстве», утвержденных Госгортехнадзором СССР 26.06.79, а также «Технических условий на газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания» (ТУ-51-03-03.85).
6.2.2. Перевозка баллонов со сжатыми и сжиженными газами допускается при полной исправности баллонов и их арматуры, заглушек, а также при наличии на баллонах:
- четких надписей определенной окраски (Приложение 7.9);
- предохранительного колпака;
- знаков опасности (Приложение 7.8).
6.2.3. Наполнение баллонов газами производится до установленной нормы, о чем делается пометка в товарно — транспортной накладной «Баллоны наполнены не выше установленной нормы», а также делается запись «Баллоны проверены на герметичность, утечек газа нет».
6.2.4. На бортовых автомобилях баллоны со сжатым и сжиженным газом перевозятся:
- в горизонтальном положении на специальных деревянных подкладках с вырезанными гнездами по размеру диаметров баллонов, вентилями внутрь кузова;
- в вертикальном положении — с установленными на баллонах кольцами, изготовленными из резины или веревки диаметром не менее 25 мм для предохранения от ударов.
Предельная загрузка автомобилей устанавливается в зависимости от категории дорог.
6.2.5. При перевозке баллонов с газом в летнее время они должны укрываться брезентом в целях защиты от нагрева солнечными лучами, кроме того, на бортовые автомобили должны быть установлены два углекислотных или порошковых огнетушителя, в переднем углу левого борта — красный флажок.
6.2.6. Автомобили — цистерны, применяемые для перевозки сжатых, сжиженных и растворенных под давлением газов, должны иметь, помимо надписей, предусмотренных пунктом 2.8.5 настоящих Правил, следующие клейма и надписи:
- наименование завода — изготовителя;
- номер цистерны;
- год изготовления и дата освидетельствования;
- общий вес в тоннах;
- емкость в куб. м;
- величина рабочего и пробного давления в кг/кв. см, клеймо ОТК завода — изготовителя;
- регистрационный номер.
6.2.7. На автомобилях — цистернах должно быть установлено следующее оборудование: — вентиль для заполнения и выпуска (слива) перевозимых газов;
- вентиль для отбора паров перевозимых газов;
- вентиль для выравнивания давления и выпуска (сброса) паров на верхней части цистерны;
- два предохранительных клапана;
- манометр;
- устройства контроля уровня жидкости;
- устройства, автоматически защищающие автоцистерну от аварийных расходов газа по сливо — наливным коммуникациям.
6.2.8. При проведении газосброса (в случае необходимости) следует руководствоваться следующими требованиями:
- в районе газосброса посторонним лицам запрещается находиться на расстоянии ближе 50 м;
- газосброс токсичных веществ разрешается в специально отведенных для этой цели местах и с соблюдением мер личной безопасности персонала;
- во время газосброса двигатель транспортного средства должен быть выключен, транспортное средство и коммуникации газосброса надежно заземлены;
- давление сброса не должно превышать более чем на 10% рабочее давление цистерны;
- давление в цистерне должно понижаться со скоростью не более чем на 0,1 кг/кв. см в минуту;
- сброс газа должен производиться по ветру в сторону от транспортного средства, населенных пунктов и строений.

6.3. Легковоспламеняющиеся жидкости

6.3.1. Легковоспламеняющимися жидкостями считаются жидкости, давление паров которых при температуре +50 град. С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки — не более 100 град. С.
6.3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3%.
6.3.3. Аптекарские, москальные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже 100 град. С.

6.4. Легковоспламеняющиеся вещества

6.4.1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом.
В товарно — транспортной накладной на перевозку легковоспламеняющегося вещества обязательно делается пометка «Загорается от воды».

6.4.2. Легковоспламеняющиеся вещества в зависимости от вида упаковываются:
- натрий металлический и другие щелочные металлы упаковываются в герметично закупоренные железные банки, заполненные маловязким минеральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки весом до 100 кг;
- белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запаянных банках, которые упаковываются в деревянные ящики;
- красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 — ГОСТ 5044-79 «Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия» (Стандарт СЭВ 3697 — 82). Вес банок не более 16 кг. Герметичность банок достигается применением прокладочных материалов. Снаружи банки покрывают антикоррозионным покрытием;
- банки для перевозки упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны.
Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг;
- кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы перевозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг;
- карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в железные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг;
- аммониевый нитрат, никриновая кислота, мочевина азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитротолуол, влажные с содержанием воды не менее 10% или пикромат циркория, влажный с содержанием не менее 20% воды, перевозятся в стеклянной таре. Вес груза в одной упаковке должен быть не более 1 кг. Для перевозки стеклянные емкости упаковываются в деревянные ящики.
6.4.3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях — цистернах.
6.4.4. Цистерны, применяемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью, и иметь:
- термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70 град. C;
- клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см.
Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

6.5. Окисляющие вещества и органические перекиси

6.5.1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.
6.5.2. При погрузке — разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органических перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необходимо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.
6.5.3. При погрузке, разгрузке и перевозке легко разлагающихся перекисей должен обеспечиваться следующий температурный режим:
- технические чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила — не выше +10 град. C;
- перекись ацетил-циклогексансульфонила — -10 град. C;
- пероксидикарбонта диизопропила — +20 град. C;
- перпивалт третбутила — -10 град. C;
- с флегматизатором — +2 град. C;
- с растворителем — -5 град. C;
- перекись 3,5; 5-триметилгенсаноила в растворе с замедлителем (20%) — 0 град. C;
- технически чистая перекись бис-деканойна — +20 град. C;
- технически чистая перекись диперларгонила — 0 град. C;
- технически чистый пер-2-этилгенсаноат бутила — +20 град. C;
- пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с замедлителем или растворителем (55%) — 10 град. C;
- перизонитрат третичного бутила с растворителем (25%) — +10 град. C;
6.5.4. Автомобили — фургоны с изотермическим кузовом, используемые для перевозок органических перекисей, должны отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать температурный режим в соответствии с пунктом 6.5.3, независимо от температуры окружающей среды;
- предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров перевозимых перекисей;
- обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя;
- иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима;
- применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми.
Не допускается использовать для охлаждения жидкий кислород или воздух. При использовании автомобилей (прицепов) — рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля.
6.5.5. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно — разгрузочных операций.
6.5.6. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

6.6. Ядовитые и инфекционные вещества

6.6.1. Ядовитые вещества принимаются к перевозке на автомобильном транспорте в заводской упаковке.
6.6.2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ производится с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках.
6.6.3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель — октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.
6.6.4. Погрузочно — разгрузочные работы с ядовитыми веществами производятся с обеспечением надежной охраны, исключающей допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних лиц.
6.6.5. Перевозка инфекционных веществ, перечисленных в Приложении 7.1, производится с соблюдением следующих требований:
- наличие вентиляции закрытых кузовов;
- предварительная обработка кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи.
В зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах.

6.7. Радиоактивные вещества

6.7.1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии требованиям настоящих Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ — 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перевозок — Правил МАГАТЭ.
6.7.2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)).

6.8. Едкие и коррозионные вещества

6.8.1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом.
6.8.2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки едких и коррозионных веществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бумага и т.п.).
6.8.3. При производстве погрузочно — разгрузочных работ с кислотами для защиты обслуживающего персонала применяются следующие средства:
- противокислотный фартук;
- суконный костюм;
- резиновые перчатки;
- очки или маска.
Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается.
6.8.4. При производстве погрузочно — разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислостойкой пропиткой.

6.9. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании

6.9.1. К веществам с относительно низкой опасностью при транспортировании относятся:
- горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера коллоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок);
- вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (окислители, известь негашеная, сульфиды натрия и калия, соли аммония);
- слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядовитые, анодная масса);
- аэрозоли.
6.9.2. Вещества, перечисленные в пункте 6.9.1, перевозятся в соответствии общим требованиям настоящих Правил без применения системы информации об опасности.